Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Урок фотографии. Что делать с руками?

Я считаю, что руки является одним из наиболее важных аспектов постановки модели, особенно для начинающих фотографов и моделей. Очень часто самые мелкие детали, в том числе и руки, могут оказать значительное влияние на настроение и качество фотографии, подчеркнув или разрушив его.



В чем же заключается сложность съемки портрета с руками, ведь руки – наш совершенный инструмент и мы пользуемся ими каждый день? Проблема в том, что наряду с мимикой, перекрученными ремнями,  грязными волосами и некрасивыми складками от слишком тесной одежды, как только они будут "заморожены" на фотографии, их плохое положение может испортить кадр.

Когда руки находятся возле лица, они не должны диссонировать с выражением лица и настроением человека. Мы все слышали выражение "язык жестов". Руки используются для выражения чувств и эмоций и часто могут дополнять позу или выражение лица. К сожалению, руки не совсем привлекательная часть тела, к тому же они часто могут иметь диспропорцию по отношению к остальным частям.

Я нахожу забавным, что во  многих книгах и статьях по фотографии при постановке портрета рекомендуется не снимать руки, если вы не очень хорошо знаете, как с ними работать. На самом деле все развивается практикой, в первую очередь нужно обращать внимание на анатомию. Особых правил не существует, вам просто нужно научиться видеть картинку такой, какой ее зафиксирует камера.

  Итак, давайте приступим

Руки женщины должны подчеркивать ее изящество и элегантность. Руки же мужчины должны показать его силу и мужественность. Поскольку я снимаю в основном женщин, то говорить мы будем именно о женских руках.

Я считаю, что руки должны нести какую-то функцию в картинке. Они могут служить опорой, обрамлять лицо, могут работать как направляющие линии, устремляя внимание зрителя туда, куда нужно или просто подчеркивать чувственные изгибы женского тела.

Если вы новичок или модель неопытная, не умеет работать с руками, можно дать ей в руки какие-либо предметы, чтобы она совершала какое-то действие. Это, безусловно, облегчит процесс для вас обоих.


Однако, вы должны всегда обращать внимание на руки модели. То, что вы ей что-то дали не означает, что руки станут автоматически хорошо выглядеть. Поработайте над тем, чтобы руки модели выглядели максимально естественно и расслабленно. Если модель нервничает, волнуется, это сразу отражается на руках. Помните об этом и просите модель периодически встряхивать и расслаблять руки между сериями кадров.

Руки на бедрах

Я называю это "Я не знаю, что делать с руками". Серьезно, насколько часто вы видите людей, упирающих руки в бедра? В целом не так часто. Почему? Подумайте, какой образ вызовет в вашем воображении женщина с руками на бедрах? Скорее всего это мать, ругающая нас и грозящая лишить нас возможность смотреть телевизор за то, что мы не убрали свою комнату, либо это классическая кинозвезда из 50-х годов.

Поэтому, если вы хотите снять модель с руками на бедрах, убедитесь, что руки лежат мягко и запястья слегка изогнуты. Обратите внимание на то, чтобы модель не сутулилась. Это позволит сохранить пропорции тела, особенно шеи. Шея считается очень сексуальной частью тела, так что будьте осторожны, когда хотите скрыть или подчеркнуть ее.


В приведенном выше примере первое изображение показывает неправильное размещение рук на бедрах, которые скрывают естественный изгиб бедер ("песочные часы"). Второе изображение показывает более естественное и расслабленное положение рук, с правильно размещенными кистями и пальцами. Последние два изображения – это вариации, которые также подчеркивают фигуру модели.

Излом запястья

Другая распространенная ошибка – это чрезмерный изгиб запястья, создающий ощущение перелома. Многие девушки почему-то любят такие положения, хотя я не могу понять, что же в них удобного и красивого. Важно помнить, что тело женщины состоит из плавных кривых, поэтому старайтесь при съемке обращать на это внимание и смягчать углы там, где это возможно.


В приведенном выше примере левое изображение показывает сломанные запястья, которыми часто грешат начинающие модели при съемке купальников и белья. Средний вариант выглядит получше, но здесь ладонь показана тыльной стороной, что делает ее широкой, мужской. На правом изображении пальцы направлены вниз и слегка согнуты, локти чуть отведены назад, ладони развернуты и запястья имеют плавный изгиб. Обращайте внимание на пальцы. Прямые пальцы говорят о напряжении модели и смотрятся плохо.

В приведенном выше примере линии согнутых пальцев направляют внимание туда, куда на самом деле не нужно. К тому же взгляд уходит от линии песочных часов. На фото справа пальцы направлены вниз, чтобы подчеркнуть фигуру модели. При этом пальцы визуально будут выглядеть тоньше и длиннее.

Работа с положением рук и кистей

Еще раз подчеркну, что поза, в которой модель чувствует себя комфортно, не обязательно выглядит естественно и непринужденно. Наиболее распространенная ошибка, когда руки сложены таким образом, что создается ощущение отсутствия или ампутации кисти, как показано на рисунке ниже слева.

Если модель скрещивает руки, важно видеть обе кисти рук и сделать так, чтобы они выглядели изящно. Важно, чтобы модель не прижимала руки к телу, потому что от этого они могут выглядеть шире. На среднем изображении выше показано правильное положение рук, можно заметить, что модель держит руки на некотором расстоянии от груди, что уменьшает количество вкладок на майке и не сплющивает грудь. Правое изображение показывает, что делает большинство людей, когда складывают руки на груди. На самом деле они держат себя в плотном захвате, что вызывает напряжение рук и выглядит не очень хорошо.

Я уже писал о том, что если тыльная сторона кистей обращена к камере, они выглядят  широкими. Если рука что-то держит при этом, то нежелательный эффект усиливается.

На изображении выше левый снимок показывает положение рук, обращенных тыльной стороной к камере. При этом запястье правой руки модели находится еще и в неестественном положении. Если модель развернет кисти рук так, чтобы показать ребро ладони и слега согнет запястья вверх, руки станут выглядеть более женственно и менее напряженно.

Чрезмерное сведение рук

На примере слева вы можете видеть, что модель слишком сильно отводит руки, так что они начинают скрываться за ее телом. В результате мы теряем контур песочных часов. На втором фото справа локти расслаблены и слегка отведены от тела. Это позволяет нам видеть форму песочных часов и выглядит более красиво и сексуально.

Ногти

Нет ничего хуже, чем фотография с руками около лица, которая показывает, что модель тайком грызет ногти и не ухаживает за руками должным образом.

Помните о том, что если вы не дали модели список для подготовки к съемке, вы не можете винить ее в том, что она что-то упустила.

Убедитесь, что ваша модель знает о том, что она должна иметь чистые, ухоженные ногти, без цветного лака. Ногти могут быть покрыты прозрачным лаком, также приемлемым является тонкий французский маникюр. Длинный французский маникюр – это уже позавчерашний день.

Вы можете сходить в местную аптеку и купить там несколько комплектов накладных ногтей, которые приклеиваются. Это может быть спасением, если ваша модель не готова. Вы были бы удивлены, узнав, что на многих моих снимках у моделей приклеенные ногти.

Одна из самых сложных вещей для модели – это НИЧЕГО не делать руками. Это сложно потому, что она должна думать о том, чтобы ничего не делать.

Серьезно, попробуйте. Попросите свою модель расслабить руки и ничего с ними не делать. Посмотрите за ней 30 секунд, увидите, что она начнет делать непроизвольные движения руками.

Суть в том, что не нужно тратить слишком много времени на постановку положения рук модели. Это может привести к тому, что модель станет больше концентрировать внимание на руках, чем на выражении ее лица.

Если вы хотите создать себе портфолио, подумайте о том, чтобы работать с танцовщицами, насколько это возможно. Одна из составляющих тренировки танцовщиц – это изящные положения рук. Если вам не посчастливилось найти танцовщицу, чтобы поработать с ней, просто скажите своей модели, чтобы она представила себя балериной и также элегантно старалась держать руки. В девяти случаях из десяти положение рук модели, по крайней мере, немного улучшится.

 

Если вы снимаете портрет крупным планом или снимок в стиле beauty, вам нужно обратить еще большее внимание на положение рук.

Чаще всего, лучший способ получить правильное положение рук - поставить их самому. Несмотря на то, что это нарушает правило "не трогать модель", это социальный эквивалент рукопожатия и редко выглядит агрессивно. Просто обязательно предупредите вашу модель, что вы хотите сделать, до того как сделаете это.

 

Как показано на примере выше, чаще всего вы захотите чтобы модель держала ладони ребром к камере,  так как это самая маленькая и тонкая часть руки.

Из всех правил есть исключения (по большому счету, правил вообще НЕ СУЩЕСТВУЕТ). Если вы снимаете модель с длинными и тонкими пальцами, можно использовать разворот ладони большим и указательным пальцами к камере.

Как я писал в первой части, я предупреждаю моделей, что они должны приходить на съемку с ухоженными ногтями. Простой прозрачный лак или французский маникюр будут лучше всего. Не используйте цветной или креативный лак, если вы не хотите, чтобы ногти перетягивали на себя внимание.

На этом фото у модели накладные ногти, вы можете купить подобные в салонах косметики меньше чем за $7 за 2 комплекта ногтей. Если их закрепить правильно, то их практически невозможно отличить от настоящих ногтей.

 

Часто когда модель опирает голову на руки, мы что-то подобное, как на снимке ниже. При этом кисть руки естественным образом оказывается повернутой тыльной стороной к камере, что делает ладонь "мужской", широкой.

Как вы можете видеть ниже, если модель повернет ладонь мизинцем к камере, это значительно улучшит позу.

Держа пальцы чуть согнутыми, и расположив кончики пальцев в шахматном порядке, модель сделает руки более элегантными и позу интересней. Как видите, вариантов МНОЖЕСТВО. Они ограничены только вашим творчеством.

Сотрудничайте с талантливыми визажистами, попробуйте различные варианты, и вы убедитесь, что возможности безграничны. Обязательно посмотрите видео как приложение к данной статье

Резюме
  • Руки женщины должны быть изящными и элегантными
  • Избегайте угловатости
  • Держите кисти рук мизинцами к камере - это более тонкая сторона 
  • Предупредите модель о положении рук при поддержке головы
  • Не бойтесь сами ставить руки модели в нужное положение
  • Руки на бедрах – это поза из школы моделей.
  • Не ломайте линию запястья
  • Если модель складывает руки - убедитесь, что вы видите обе руки
  • В крайнем случае используйте накладные ногти
  • Лучшее положение рук у танцовщиц
  • Если ваша модель не танцовщица – попросите ее представить себя балериной.

Источник: http://photo-monster.ru


Правильный выбор цвета при съемке портретных фото

Правильный выбор цвета при съемке портретных фото

 Рубрика: «Советы и идеи»
Опубликовано: 24.06.2013 - 14:50:41

В этом руководстве мы лаконично рассмотрим лучшие цветовые комбинации для снимков в соответствии с теорией сочетания цветов. Понимание ее основ позволит мгновенно преобразить вашу композицию в фотографии. Теперь вы еще на шаг приблизитесь к тому, чтобы создавать по-настоящему удивительные образы.

Портретные фотоПортретные фото

Большинство из нас бездумно используют цвет в фотографии. Но как только вы предпримите выборочный подход к оттенкам в кадре и обратите внимание на цвета в композиции, то увидите качественное изменение ваших работ.

Мы обратимся к основам теории цвета и расскажем, как использовать цветовой круг, чтобы смешивать и идеально сочетать цвета. Затем сосредоточимся на использовании цвета и на различных способах создания ярких, захватывающих снимков.

Если вы решили попрактиковаться, то вам пригодятся яркие элементы одежды. Они могут быть недорогими. Сначала мы покажем, как создать особенный образ в портрете, добавив один яркий цвет на фоне преобладающего нейтрального оттенка.

Затем можно будет перейти к экспериментам с использованием дополнительных цветов.
Третий этап заключается в создании поразительных эффектов через смешивание оттенков одного цвета. Напоследок затронем использование великого множества различных цветов для веселых радужных фотографий.

И, что немаловажно, вы узнаете, как различные варианты освещения могут кардинально влиять на восприятие цвета в фотографии.

Вы наверняка знаете, что цвет может иметь огромное влияние на наше настроение. А его грамотное применение - это отличный способ добавить жизненности к вашим снимкам.

 

Совет №1: Цветной штрих

Самый простой эксперимент с цветом состоит в том, чтобы добавить акцент одного яркого оттенка в противовес к преобладающему нейтральному составу.

В этом случае безотказно работает красный цвет. Также в качестве координационного центра хорошо будет смотреться любой теплый оттенок, например, оранжевый или светло-розовый.

 Портретные фотоПортретные фото

У модели на фото выше красные губы и такой же шарф, который четко выделяется на фоне черного пальто и серых стен. Контур глаз оживляет кадр.

 

Совет №2: Составные дополнительные цвета

 Портретные фотоПортретные фото

После освоения нехитрого применения одного яркого цвета попробуйте контраст из двух оттенков в портрете.

Проще всего подобрать два оттенка в фотографии – это использовать цветовой круг. Цвета, которые расположены прямо противоположно, например, оранжевый и синий или красный и зеленый, как правило, хорошо друг друга дополняют.

 портретное фото девушекпортретное фото девушек

Совет №3: Оттенки одного цвета

Визуальное восприятие различных цветов может вызывать очень сильную эмоциональную реакцию.

К примеру, красный символизирует страсть и опасность, а синий способствует релаксации и имеет мгновенно успокаивающий эффект.

Вы можете сознательно вызывать у зрителя те или иные чувства, используя в снимке несколько оттенков одного цвета. В нашем примере сочетаются оттенки зеленого. Это создает успокаивающий эффект.

 портретное фото девушекпортретное фото девушек

 

Выберите правильный баланс белого

Для двух портретов выше применялись различные настройки баланса белого, что кардинально влияет на изменения в цветовой палитре снимка. В первом случае настройка ББ «вольфрамовая лампа» позволила смягчить тон фиолетового платья модели и придать портрету прохладного настроения. Во втором сохранили естественное освещение, чтобы не влиять на различные оттенки в фотографии.

 

Совет №4: Цветовой конфликт

Бывает, что нарушение правил и принципов в фотографии дает исключительно приятный эффект. Это касается и теории цвета.

Попробуйте смешивать и сопоставлять цвета, чтобы посмотреть, что из этого получится. Чем больше вы будете экспериментировать, тем лучше начнете понимать, что выглядит хорошо, а что просто ярко.

 портретное фото девушекпортретное фото девушек

В этом портрете встретились голубые стены, зеленое платье, фиолетовый платок и желтые цветы, что по всем правилом не должно происходить в фотографии. Но в сочетании с мягким светом удалось создать вполне привлекательный эффект радуги.

Дизайнеры обычно используют заготовку с палитрой из различных цветов и автоматически получают сочетаемые оттенки.

 

Совет №5: Как освещение влияет на цвет

Для эффективного использования цвета решающее значение имеют не только правильно подобранные оттенки, но и освещение.

Цвета, сфотографированные при резком солнечном свете, будут выглядеть совсем иначе по сравнению с теми, что сняты в приглушенном освещении внутри помещения. Ключ к тому, как воспринимаются цвета, это позиционирование источника света. Можете наглядно в этом убедиться на трех снимках ниже.

В каждом случае шарф на модели выглядит совсем иначе.

Использование подсветки дало новые варианты восприятия оттенков. Можно приглушать цвета до пастельных тонов, а с боковым освещением создавать различные контрасты. Причем одни и те же принципы применимы и к искусственному освещению, и к естественному.

Фронтальное освещение


как сделать портретное фотокак сделать портретное фото

Расположение солнца либо другого основного источника света непосредственно позади фотографа покажет цвета такими, какими мы их воспринимаем в реальной жизни. То есть со всеми ярко и равномерно освещенными тонами. Именно это мы наблюдаем на снимке выше с радужным шарфом модели.

 

Контровое (заднее) освещение


как сделать портретное фотокак сделать портретное фото

Заднее освещение характеризуется расположением источника света позади объекта съемки. В результате имеем более приглушенную версию цветов в кадре. На этом снимке получился мягкий, свет, создающий гармоничное, романтическое впечатление. Цвет шарфа также смягчился.

 

Боковое освещение


как сделать портретное фотокак сделать портретное фото

Боковое освещение в кадре создает сильную тень на предмете съемки и область контраста в цветовой палитре. В нашем фото часть шарфа, которая находится под прямым светом, демонстрирует яркий цвет. Зато в тенях он гораздо более тусклый.

Источник: http://cameralabs.org

Что одеть на семейную фотосессию

Что одеть на семейную фотосессию

 

Фотографии полученные в результате семейной фотосъемки — это то, что будет согревать вам душу как минимум полгода до следующей фотосессии, поэтому к ней нужно подойти серьезно, продумать гардероб, место съемки, аксессуары и др. детали.

Меня часто спрашивают как одеться на детскую и/или семейную фотосессию.

Вот несколько советов:

 

1.     Скоординированный комплект одежды для всех членов семьи (Coordinated Outfit):

•    Постарайтесь подобрать одежду всем членам семьи так, чтобы сразу было ясно, что перед нами семья. Для этого можно использовать в одежде общую цветовую гамму — это позволит подчеркнуть дружность семейства, неравнодушие его членов друг к другу.

•    Одежда всех участников фотосессии должна гармонировать между собой по цвету и стилю. Беспроигрышный вариант, например, джинсы и белая рубашка, которые найдутся в гардеробе у каждого члена семьи.

•    Также, можно использовать один цветовой акцент: элементы одежды, которые будут гармонировать и дополнять друг друга по стилю и цвету. Например, пуловер папы, жилет сына и блузка мамы будут одного цвета.

 

2.    Стиль:

•    Придерживайтесь одного стиля одежды: формального, праздничного или повседневного.  Если Вы выбираете официальный стиль, то, соответственно, все участники съемки должны быть одеты в этом же стиле.

3.    Цвет одежды и фактура:

•    «Чем проще, тем лучше» — это одно из правил, которое поможет Вам при выборе одежды для вашего семейного портрета.

•    Выбирайте натуральные ткани: лен, хлопок, шелк, шерсть.

•    Старайтесь не использовать пеструю расцветку, кислотные цвета и сильно блестящую одежду. Избегайте черных тонов.

•    Однотонные и пастельные цвета в одежде предпочтительнее, чем одежда с крупным или мелким рисунком или узорами.  Одежда в горошек, в полоску, с крупными надписями, логотипами и т.п. привлекает к себе слишком большое внимание, а значит, отвлекает от лица.

Что еще очень важно — однотонные цвета выделяются на фоне. Это особенно относится к фотосъемке на улице, где окружающая природа и так представляет нам много красок, фактуры и цветов.

•    При съемке в студии, где чаще всего в качестве фона используются простые однотонные фоны, удачно будет смотреться яркая одежда с узорами, яркие шарфы, галстуки и другие аксессуары.

•    Также, студийный портрет с обычным фоном позволяет одеться в более формальные наряды: вечерние платья, фраки и т.п.

 

4.    Макияж, укладка, украшения:

•    Постарайтесь сделать профессиональный макияж, при этом всегда уточняйте, что макияж вам нужен чтобы сделать фотосессию.

•    Яркий лак на ногтях, если он не сочетается с общим тоном одежды, сильно отвлекает на себя внимание зрителя. Можно конечно это обыграть, но при прочих равных это скорее минус.

•    Лучше всего на семейных фотографиях смотрятся естественные прически или просто распущенные волосы.

•    Папам за неделю до съемки желательно посетить парикмахера, чтобы волосы выглядели ухоженными.

•    Для семейной фотосъемки лучше не одевать крупные ювелирные изделия, т.к. они могут отвлекать внимание зрителя от главного украшения фотографии.

5.    Обувь:

•    Если съемка происходит не на улице, а в студии или в интерьере, то с собой следует принести чистую сменную обувь соответствующую вашему стилю.

6.    Не забываем и об общеизвестных правилах коррекции фигуры с помощью одежды:

•    Одежда с длинными рукавами предпочтительна. Это помогает сконцентрировать внимание на лице и скрыть полноту рук полных людей.

•    Темная одежда визуально уменьшает части тела, а светлые тона, напротив, имеют тенденцию к увеличению воспринимаемого размера.

•    Если обратить внимание на вырезы, то открытая линия шеи, V-образные вырезы хорошо подходит для короткой шеи и полного лица.  Высокие/закрытые воротники подходят для женщин с длинной шеей и более узким лицом.

 

Надеюсь, эти советы окажутся вам полезными.

Что нужно для фотосессии

Что нужно для фотосессии

Как подготовиться к фотосессии в студии.    Подготовка Подготовка к фотосъемке начинается как минимум за день, а лучше за два. Важнее всего вовремя лечь спать, чтобы проснуться со свежим лицом и ясными глазами.  В фотошопе, конечно, можно все. Но сверкающий, чистый взгляд и огонек в глазах ничем не заменишь. Не надо за неделю перед фотосессией изнурять себя диетой и физическими упражнениями. Во-первых, все равно уже поздно, а во-вторых - может появиться боль и скованность в движениях перед объективом. Кроме того, фотосессия - это радость, сеанс психотерапии и хорошего настроения. Зачем же тогда профессиональный фотограф, как не для того, чтобы скрыть недостатки модели и подчеркнуть ее достоинства? Не опаздывайте на фотосессию. Фотосесия принесет Вам на много больше позитивных эмоций если Вы не будешь спешить. Ваша фотосесия не должна превратиться в гонку за временем.     Визаж Воспользуйтесь услугами визажиста. Если кожа у Вас безупречная и Вы не собираетесь пользоваться услугами визажиста, всё же рекомендуем захватить с собой пудру, тени, помаду и тушь. Они могут пригодится.    Одежда и стиль Для фотосессии в разных стилях необходимо взять с собой  3 - 4 комплекта одежды и аксессуары (бусы, браслеты, цепочки, серёжки).  Подбирая гардероб помните, что следы от белья на открытых участках тела остаются около 30-40 минут.  Очень важны аксессуары (сумочки, красивые косметички, кошельки, очки, платки). Чаще всего люди не знают куда деть руки. Эти предметы  помогут решить проблему. Можно взять какие-то предметы из вашей жизни в качестве реквизита, которые  характеризуют Вас как личность.  Это поможет почувствовать себя более раскованно.      Динамика фотосесии и подбор позСделать для себя подборку фотографий с понравившимися позами. дет Очень часто возникает вопрос: "Скажите,как мне встать, куда посмотреть?" Успех фотосессии в естественной смене поз и выражений. Конечно, фотограф подскажет, как лучше повернуться и куда смотреть, но не стоит на это полностью полагаться. Постарайся представлять, что камера это зеркало в котором вы хотите видеть себя безупречно и красиво. Смотрясь в зеркало, Вы не становитесь в позу боксёра с молотом, а расслаблено и неторопливо разглядываете себя.  Если конкретного плана съемки нет, то можно прибегнуть к вариантам создания разнообразных поз, используя следующие приемы: 
 поджать ноги при позах стоя и сидя;  вытянуть руки и ноги в различные стороны;  обхватить руками себя или какие-либо предметы;  совместить различные части тела;  выпятить в сторону бедро;  вытянуть вниз и в сторону одну ногу;  положить руки на какую-то часть тела, лучше на наиболее выигрышную, или на предмет;  скрестить руки и ноги;  создать замкнутый контур при помощи рук и ног;  предельно вытянуть руки, ноги и голову;  удерживать часть тела на весу;  обхватить часть тела руками в разнообразных комбинациях;  откинуть тело назад;  свесить тело вперед;  повиснуть на какой-либо опоре;  немного согнуть колени;  предельно прогнуться в талии;  предельно выпятить грудь;  расположить руки и ноги на разных уровнях;  отогнуть пальцы при выполнении тех или иных действий.  натягивать, задирать, поправлять, подтягивать или снимать детали одежды, аксессуары, обувь;  поправлять прическу и макияж; удерживать равновесие, как при ходьбе по канату;  демонстрировать якобы случайно расстегнувшиеся пуговицы или упавшие бретельки;  прикрывать большую часть тела каким-либо предметом или естественной преградой;  изобразить, что холодно;  толкать или тянуть что-то воображаемое;  изобразить, будто от чего-то убегаешь;  обернуться;  выглядывать из-за чего-либо;  изобразить какое-либо животное, принять позу или сделать жест, характерный для какой-либо популярной профессии. 
 И так далее... 
 Разбуди в себе актера или актрису. Будьте естественны и непринужденны, фотосессия принесет много положительных эмоций и результат будет на зависть всем друзьям и подругам! И самое главное, помните что успех зависит не только от фотографа, а в первую очередь, от вашего искреннего желания фотографироваться. Забудьте фразу, я плохо получаюсь на фото.  Забудьте об этом, а мы со своей стороны приложим максимум усилий.Мы сохраним Вашу историю! Оставив неизгладимые впечатления, не только в памяти, но и в фотоальбоме. Приятной Вам фотосессии! 

СЮЖЕТ ОДИН - НО ОН ВСЁ НОВЫЙ

СЮЖЕТ ОДИН - НО ОН ВСЁ НОВЫЙ



 

 

Андрей МАРЕЕВ

 





Снимать один и тот же пейзаж должно быть скучно. Снимать один и тот же сюжет должно быть интересно. Вроде бы игра слов, но в ней скрыт смысл пейзажной фотографии. 

Пейзаж – это некое таинство. Он есть - и его нет. Подобно миражу. Для того, чтобы снять чудесный пейзаж, не всегда даже нужен изначально красивый ландшафт, достаточно красивого состояния. В этом я убеждался много раз. Очень многих пейзажистов тянет на съёмку в новые места, и чем дальше, тем лучше. Это вполне объяснимо. Природа человека такова, что его всё время тянет к новому, неизведанному. А где его искать? Ну, уж конечно не рядом с домом, а где-нибудь в труднодоступных местах. Признаться честно, я и сам такой. Люблю поснимать в новых местах, так проще найти что-то новенькое для себя. На планете очень много прекрасных мест и, конечно, хочется увидеть и снять это всё самому, но в таком случае надо быть Господом, или, как минимум, – богатым американцем. Поэтому стоит спуститься на землю, на свою землю, и - прислушаться, приглядеться, подождать. Может и здесь найдётся, что-нибудь новенькое.

Если попробовать определить разницу между этими двумя подходами, то получается любопытный вывод. Когда фотограф разъезжает в поисках пейзажей по странам или даже по одной стране, а она у нас немаленькая, то он развивает свой творческий потенциал вширь, можно сказать, – расширяет кругозор. Когда же - в пределах нескольких легко досягаемых районов, то его творческий потенциал развивается вглубь.

На одном месте можно снять большое количество очень разнообразных пейзажей, но я хочу ещё больше сузить круг, утверждая, что даже один и тот же сюжет может нести совершенно разный настрой и являть новые образы. Так что если следить за жизнью этого сюжета природы почаще, то у вас будут шансы увидеть чудо и прикоснуться к прекрасному. К сожалению, даже самые доступные места (по разным причинам) оказываются доступны нам не всегда, когда хотелось бы. А это значит, что многие чудеса проходят без нас, что, в свою очередь, накапливает в нас несбывшиеся мечты о чуде. Кстати, очень многое снять не удаётся, хотя удаётся увидеть, и это тоже вносит свой вклад в копилку нереализованных чудес. Естественно возникает вопрос, о каких чудесах я тут говорю. О тех, которые творит световоздушная среда. Ведь в типичный летний, солнечный день даже самый красивый ландшафт будет скучным, так как в природе ничего не происходит, а освещение плоское. Иногда, правда, даже в такой ситуации можно сделать достойную картинку, если снимать не сам скучный ландшафт, а, скажем, квинтэссенцию солнечного дня. Другое дело, если поднялся ветер, или пошёл дождь либо снег, или поплыл утренний или вечерний туман и так далее, - всего не перечтёшь. Тогда ландшафт может измениться до неузнаваемости, а ведь это всё так быстротечно, и, если вы успели построить выразительную композицию и правильно снять, то этот миг кому-то покажется моментом истины или сказкой. Разве это не чудо? А ведь кто-то подумает, что там так прекрасно, что работы фотографа здесь вообще нет. Он же просто пришёл и нажал на кнопку. Забудут при этом что то, что они видят, было всего пару минут, а то и пару секунд. Да, по большому счёту, этого и не было. Ведь это выборка фотографа из пространства и времени с последующим преобразованием выбранными техническими средствами. 

Сюжет, который я представляю в этой статье, я снимаю уже седьмой год, правда не так часто, как хотелось бы. Тем не менее, даже то, что имеется, многовато для одной статьи, поэтому покажу выборочно. 


Время чернотропа.




Июньский туман.




Озимые зацвели.




Под покрывалом.




Жёлтый восход.




Кудрявый туман.




Июньская сказка.




Ветер на закате. Апрель.




Майский вечер.




Тревожный восход.




Восход перед дождём.

Ландшафт этот сам по себе очень живописен и, разумеется, я в нём снимаю не только этот сюжет - но это уже другой разговор, выходящий за рамки обозначенной темы. У каждого серьёзного пейзажиста есть много пристреленных точек, и у каждого на то свои причины. Лично я каждый раз, выезжая на съёмку, жду творческих открытий на, казалось бы, хорошо мне известных местах. Иногда не то, что снимать, даже камеру на штатив не ставлю в тех местах, где когда - то передо мной разворачивали свои баталии силы стихии. Иногда не успеваю отработать большую часть того, что мне предлагает природа на выбор. Ведь бывает, что делаешь пять шагов в сторону - и попадаешь в другой мир, и, пока ты его снимаешь, с какого-нибудь бока от тебя происходит что-то ещё более интересное. Но камера уже настроена на другой сюжет, который тоже постоянно меняется, и его нужно зафиксировать только в оптимальный момент, для максимальной выразительности витающего в собственных глубинах образа. А ведь образ этот не устойчив и, - грозится вообще исчезнуть. Вот так и оказываешься внутри природы, живёшь и чувствуешь вместе с ней - и очень хочется этим с кем-то поделиться. Но, как правило, не с кем.

При съёмке пейзажа я никогда не использую эффекты, противоречащие действительности, так как подобные картинки я принимаю не за пейзаж, а скорее за театральное действо с пейзажными декорациями. Это, конечно, замечательно, если сделано с любовью и талантом, но к пейзажу имеет примерно такое же отношение, как кирпич - к глине. Технические методы, используемые при съёмке и постобработке изображения, нацеленные на изменение действительности или на художественное обобщение, но не противоречащие восприятию картинки как нерукотворной действительности, считаю необходимыми в арсенале и частенько применяю. Можно, конечно, спорить о том, что противоречит, а что - нет, но это не главное. Главное здесь то, что у этих двух подходов принципиально разная жизненная позиция: одни фотографы стремятся найти и показать зрителю прекрасное, рождённое самой природой, а другие совершенствуются в преподнесении природы, как объекта для реализации своих фантазий.

В предоставленных выше вариантах одного сюжета хорошо видно, что, не смотря на то, что он один и тот же, то есть камера стояла приблизительно на одном месте и смотрела в одном направлении, композиции всё же разные и образы тоже. А теперь представьте, сколько их ещё может быть. Есть чего ждать. Хотя, признаюсь, были моменты, когда казалось, что ждать особо и нечего и надо искать новые места для совершенно других фотографий, тем более, что я снимаю в большей мере для календарей, а там тонкостей не видят, и уж тем более не в состоянии отличить шедевр от проходящей картинки. Главное для заказчика - чтобы было красиво, сочно и жизнерадостно. Если ориентироваться на потребителя, то легко превращаешься в ремесленника – а это совсем не интересно. Для того, чтобы творить, нужно чувствовать, что предлагает природа, предвидеть, по возможности, её перемены, и улавливать, чем это всё отзовётся в собственной душе, а не носиться по разным областям и странам. Достаточно пристреляться на паре десятков местечек, и этого хватит на всю жизнь. Да ведь и места эти не остаются одинаковыми. Какие-то деревья выросли и закрыли красивый вид, или наоборот создали его. Какие-то спилили мужики, которым невдомёк, что они испортили пейзаж. Где-то “Электросети” провели линию электропередач, навсегда перечеркнув ландшафт, а где-то дорога заросла так, что не захочешь марать машину, чтобы добраться до точки съёмки. Какой-нибудь невзрачный лужок вдруг зарастает, как ковром, ромашками - и больше это не повторится. Вот и получается, что на старых точках всегда много нового, даже визуально. Всё не отследишь.

На мой взгляд, наблюдать и проникать с помощью фотографии в жизнь хорошо знакомых нам мест важнее для духовного развития художника, чем поиск экзотических пейзажей. Это я проверял неоднократно на собственной шкуре. Конечно, интересно почувствовать и запечатлеть особенности неизведанной для нас природы, - но это случайные вылазки, что застанешь - то твоё. Лично мне этого всегда мало, да и родное - пробуждает поэзию! А чужое, в основном, – интерес.

2008 © Андрей Мареев, фотографии автора

О "ХОРОШЕЙ" ФОТОГРАФИИ

О "ХОРОШЕЙ" ФОТОГРАФИИ

 

 

 

Хвосты пистолетами,
Курс держать по ветру.
И бронежилетами
Скроем наши чувства
(«Глюкоза»)

Прежде чем определить, что такое «хорошая» и «плохая» фотография, давайте попытаемся ответить на более простой вопрос: "Что такое плохой дом, постройка?" Прежде всего, плохим домом является тот, который непригоден для жилья, к примеру, с дырявой крышей. Также, наверное, можно сказать, что любой, даже самый лучший, дом не является хорошим, если построен на плохом фундаменте. Совсем уж плохим является дом, который покосился и вот-вот рухнет. Всё это так. С другой стороны, что мы можем сказать про случай, когда этим накренившимся зданием является Пизанская башня? Тот факт, что ежегодно миллионы туристов приезжают со всех концов земного шара поглядеть на неё, не даёт нам основания заявить, что это сооружение принадлежит к разряду плохих построек.

Возьмём другой пример: неподалёку от меня находится неприметный особняк, с низкой крышей, а следовательно, и с низкими потолками, спроектированный так по заказу какого-то богатого, но низкорослого заказчика. Мимо пройдёшь - не заметишь, а если заметишь, то через секунду забудешь. Что я и делал долгое время, до тех пор, пока мне не растолковали, что это, оказывается, известный Mayer May House, постороенный знаменитым на весь мир архитектором Франком Ллойд Райтом! И в любом серьёзном учебнике по архитектуре про него как минимум упомянуто. Стало быть, это шедевр архитектуры, а я этого и не знал... Опс!

 

И наоборот, заезжий знаток архитектуры, какой-нибудь профессор Пупкин, долго бы восторгался изяществом архитектурных решений этого шедевра домостроения прошлого, причмокивая губами и потом не спал бы две ночи от пережитого. А знаете почему? Потому что профессор искусствоведения знает ещё со времён обучения в институте, что великий архитектор Франк Ллойд Райт принципиально не может создать архитектурного убожества. Так кто же прав: я, доверяющий своим чувствам, или профессор Пупкин, обучащий своих студентов ремеслу доверять авторитетам?

Ответ вовсе не очевиден: раз указанное сооружение является признанным произведением искусства, то оценивать надо степень переживания чувства, а оно у обоих зрителей налицо: у одного восторг, у другой - недоумение. Также никакими цифрами и сравнениями нельзя оценить степень эстетической ценности любого произведения искусства. К примеру, если оценивать уникальность изобразительных решений, то можно прийти к выводу, что какой-нибудь дачный домик «нового русского» гораздо более эстетически ценен, чем указанный архитектурный шедевр, потому, что современные толстосумы могут намудрить такого, что никакому Райту не могло бы присниться в самом страшном сне! (Хотя, я охотно допускаю, что такое могло бы присниться Корбюзье).

Оставим тему архитектуры и обратимся теперь к другому виду искусства, к музыке. Вот есть такой классик, как Иоганн Себастиан Бах. А у меня в машине валяется компакт диск "Глюкозы":

"Девочки-глюкозки, мальчиков всех под каблучоооооок!
Глюкозы-девочки - классные припевочки!
Коза-Ностраааа!.."

Обращаю Ваше внимание, что у меня в машине нет диска Иоганна Себастиана Баха. Не потому, что такой диск дорог - он стоит втрое дешевле "девочек-глюкозок", и стоит он так мало по той простой причине, что он почти не пользуется спросом. У меня нет Баха потому, что эта музыка мне не нравится.

Глубокообразованный профессор Пупкин, конечно же, мог бы назвать таких, как я, невоспитанными и некультурными невежами, и, знаете что? Он был бы прав! Я видел много воспитанных и культурных людей, которые зная, что должно нравиться, а что не должно нравиться, сами слушают ту же "Глюкозу" по ночам под подушкой и умеют тщательно это скрывать, витиевато, а самое главное, укоризненно рассуждая по утрам об эстетике искусств и о засилии попсы. Так что я согласен быть некультурным и особенно необразованным, но зато не скрывать своих искренних чувств. Знаете почему? Потому что я хочу прожить свою собственную жизнь, а не жизнь отдельно взятого барана из стада, пасущегося на лужке неподалёку от предгорий официально-признанного искусства. И мне совсем не хочется, томно вздыхая и понимающе-причмокивая, восторгаться теми произведениями искусства, которыми следовало бы восторгаться каждому образованному человеку.

На то, как оценивать то или иное произведение искусства, будь то музыка, или фотография, влияют два больших лобби: ремесленники и околобогемная тусовка. Для этой цели они придумали миф о том, что поскольку искусство имеет эстетическую ценность, то она может быть оценена и подлежит оценке. С ремесленниками от фотографии дело обстоит проще: имеются некоторые критерии, которые могут быть сформулированы словесно, такие как оригинальность и композиция, цветовое решение и постановка освещения, резкость и зернистость.

Профессионалы и ремесленники строго структурированы, и считается, что находящиеся выше снимают лучше, а следовательно, они хорошие фотографы. Что значит "лучше", господа? Резче? Или цветастее? Оригинальнее? По какому критерию производится отбор данных фотографов в Члены Союзов и их фотографий на выставки? По количеству предыдущих персональных выставок и публикаций? Так ведь и то и другое покупается за деньги, и никак иначе... Хотите персональную выставку - платите денежки, порядка 50 долларов за день аренды галереи в подвале или в подворотне, но зато в пределах Садового кольца. Хотите быть опубликованным в каталоге - платите ещё. Короче, платите, и вас примут куда надо, вами будут восторгаться и у вас будут покупать. Вы станете Гением, прижизненно. Правда, потом о вас забудут, потому что на ваше место придут другие такие же, но с более толстыми кошельками.

Как известно, короля делает свита. Поэтому вокруг тех, кто уже признан, в скором времени образуется околобогемная тусовка, из пока ещё неталантливых. Идейная платформа этой группы неудачников состоит в том догматическом положении, что фотограф с именем снимает только хорошие фотографии. Неудачные фотографии знаменитых фотографов называются не "ерундой", а результатами творческих исканий, экспериментированием. Вот поэкспериментировал один наш признанный (и действительно талантливый) чёрно-белый фотограф в Нижнем Новгороде с цветом, получилась не просто ерунда, а, вовсе наоборот, целая выставка в галерее, на которой было выпито много красного вина в тишине, нарушающейся изредка всхлипываниями некоторых, необразованных пока, посетителей.

Аналитический подход к оценке произведений искусства заложен в нас ещё со школьной скамьи. Вспомните уроки литературы: мы разбирали по полочкам состав произведения, его композицию и построение, вместо того, чтобы учительница просто вышла на середину класса и сказала бы нам: "Ребята, да это просто здоровская повесть, почитайте - не пожалеете!" Поэтому мы приучены думать и анализировать вместо того, чтобы вспомнить забытые нами чувства. Наше мнение часто формируется в результате размышлений и анализа имеющейся информации, вместо того, чтобы просто «ощупывать» своими чувствами то или иное произведение искусства. Так что я думаю, что мыслить приходится тем, кто забыл, как чувствовать.

Однако, давайте всё-таки расставим все точки над i: человек устроен так, что стесняется выражать на людях свои чувства. Открытое выражение своих чувств расценивается как приоткрытие дверцы в самые глубины души, к самому сокровенному, и мы уже дошли до такой, высшей, степени маразма, что не можем толком донести до своей девушки то, как сильно мы любим её... Чего тогда остаётся говорить про восприятие произведения искусства... Поэтому-то чувства и заменяются мыслями, которые, наоборот, приветствуются в любом обществе, говоря о зрителе, как об разносторонне развитом и культурно-воспитанном человеке.

А что же всё-таки классики? Представьте себе молодой побег яблони, семя только что дало росток. Тянется наша яблоня к свету, растёт. И вот однажды, от ствола вдруг пробивается веточка куда-то вбок, наперерез всему. Потом другая, третья... Эти основные, несущие ветки и есть те самые классики. Позже, от каждой из них ответвятся другие побеги, от них третьи, и так далее. Вот примерно так выглядит развитие любого вида искусства. И ваша веточка там тоже есть. И она тоже тянется к свету. И дерево, между прочим, ещё не закончило расти. Так что дерзайте.

© 2003 (первая редакция), 2005 (вторая редакция) Дмитрий Катков
Фото с выставки: © 2004 Марина Рогожина
Фото (Mayer May House): © 1995 Дмитрий Катков

первоисточник  http://photo-element.ru/philosophy/goodphoto.html